вторник, 4 ноября 2008 г.

Хамар-дабанский дневник или поездка на Байкал.

Пятый день в пути-дороге! Дороге путешествий, которой в этом, 2008г уже 9 лет. Дороге, одновременно затягивающее-захватывающей приключениями, видами природы, мимолетными встречами с людьми, как было и в этот раз на таёжном перевале, в кафе, с хорватами-велосипедистами, едущими в Китай на олимпиаду, и дороге, в общем-то всегда утомляющей (в авто - серая лента асфальта, в горах – пот, застилающий глаза) и приводящей к мыслям-вопросам о целесообразности таких поездок… Но! Стоит завершиться какой-либо части путешествия и усталость уходит и новые планы рождаются!, как было и в этот раз.
Пятый день в пути. И вечер этого дня мы проведем в Слюдянке, в небольшом хостеле у Анны на берегу Байкала, уже чистые, сытые, с новыми планами. А до этого, последнего автодня было четыре – через Пермь, Екатеринбург, Шадринск с первой ночевкой в палатке у костра в березовой роще под с.Исетское и второй день с переездом через Омск и поиском ночевки в новосибирских болотах, которую мы, слава Богу, с помощью телефона и Олега Хадеева нашли перед дер.Секты, с утренним туманом третьего дня, дня ожидания Восточно-Сибирской тайги под Кемерово, затем под Красноярском, но к великому нашему изумлению мы поняли, что тайга в этих местах – это светлые березовые леса перемежающиеся полями, это плавные горбатые увалы и лента серой дороги через них, без ГАИ, которые у нас любят сидеть под кустами, ожидая свою добычу.
А перегон четвертого дня показал как все-таки «широка страна моя родная», потому что постепенно увлеченность поездкой сменилась работой, работой за рулем, работой водителя, который работает на федеральной трассе, растянутой с запада на восток страны, но в этом четвертом дне, дне между Красноярском и г.Зима, дне без асфальтовых дорог, дне в пыли проселочных перегонов рядом с фурами, грузовиками и перегонщиками праворуких авто, в четвертом дне, дне купания в чистой и холодной таёжной речке Каменке под Нижнеудинском, в четвертом дне – дне открытия деревень восточно-сибирской глубинки, без воды, дорог, сервиса и который незаметно перешел в пятый день – начинаешь осознавать, что вновь стоишь перед новой дорогой – дорогой путешествий открытий и встреч!
День седьмой. Незаметно пролетело еще два дня нашего путешествия, в которое погода внесла свои коррективы туманами, дождями и невысокой температурой воздуха, поэтому переиграв свои планы мы укатили в горы Восточного Саяна, в Тункинскую долину к воспоминаниям 2004г., года новых проб себя в горных походах, побывали в Ниловке, пообедали на берегу небольшого притока р.Ухе-Ухгунь, где оставили для кого-то тент и уехали в пос. Аршан, поставив палатку в палаточном городке на берегу р.Кыргарда. Мы сегодня примерим себя к будущей горной тропе, прогулявшись налегке к водопадам, расположенным в четырех километрах от лагеря…
Пришли, поели, упали, задрав кверху гудящие ноги… Потом,.. потом Алексей и Анна ушли на базар в Аршан, Таня мыла посуду, а я на бумаге распределял груз для похода на пик Черского и мечтал о Слюдянке, о хостеле, в котором можно залезть в душ и прилечь на кровать… А пока это седьмой день, склонившийся к вечеру, и впереди у нас дорога. Дорога вначале в Слюдянку и затем, из хостела, путь наверх, в горы, лучше которых «могут быть только горы, на которых еще не бывал!»
Вот и на исходе 11 день нашего путешествия, мы лежим в палатке: я, Алексей и Анна, которые старательно разгадывают кроссворды, а Татьяна сидит на каменистом берегу говорливой, горной речки Слюдянки на импровизированной скамейке, досушивая флисовую куртку и читая Библию. Сегодня на базе под пиком вблизи метеостанции мы встали в 04:30 для того чтобы сбежать с гор вниз, а до этого был тяжелый день подъема на протяжении 13,5 часов. Утром того дня мы, вновь переночевав в хостеле у Анны, довольные, сытые и ухоженные бодро начали нарезать маршрут на пик Черского и пройдя мимо музея Жигалова углубились в байкальский лес за экстримом и впечатлениями… Я, с умным видом, заглядывая в навигатор, утянул группу с нормальной дороги в чащу леса, где мы, вдоволь хлебнув и преодоление кедрового стланика и форсирование вброд шумящей Слюдянки, вспотевшие, в хвойных ветках, но не потерявшие самообладания и чувства юмора, вновь выползли на тропу, по которой можно было идти как на прогулке… Позднее, часа через 1,5, мы вновь, вместо того, чтобы идти по дороге, умудрились забраться на крутые таежные косогоры, истратив и время и запас сил, вновь вышли на берег невозмутимо шумящей речки и пошли по тропе,… но это были только цветочки, т.к. тропа начала резко набирать высоту и я с Таней, отпустив вперед Алексея и Аню, начали мерять тяжелыми горными ботинками серпантин горной тропы, бегущей то по одному то по другому берегу Слюдянки. Неделей ранее «старик Хамар Дабан» прошумев ливневыми дождями кое где снес шаткие мостики через реку и предложил форсирование её вброд. Незабываемо! До ломоты ног от холодной воды! Последние километра 1,5 я не шел, а вползал на хамардабанские кручи, впечатывая ботинками метров по 300-400 от отдыха до отдыха. Но потом была баня!, смывшая с нас липкий пот и усталость дня, и был ужин под пиком, в тиши таежного, напитанного ароматом хвои, леса. А ночью была такая гроза, что казалось над нами раскалывается не только небо, но и горы, и потоки вод, извергавшиеся из грозовых туч, пытались смыть нашу палатку обратно туда, откуда мы пришли. А утром, мы решив, что это всё таки летняя гроза, рванули к пику по серпантину тропы, которая уже не первую тысячу лет обнимала эти горы, пропустив по себе не только туристов, но и караваны с грузами с далекого Востока, а может быть и русских князей с ясаком для Чингис-хана или его преемников. Дальнейшая тропа на сам пик была достаточно однообразна в своем постоянном взлете и только «жандарм» - каменный страж пика, через который Таня и я карабкались над обрывами скал, пощекотал немного наши нервы, а потом предвершинный взлет, крест на вершине с молитвой «Отче наш», установленный какими то туристами, а потом радость… радость преодоления себя, не пика и слова Высоцкого «…я счастлив и нем, и только немного завидую тем,- другим, у которых вершина еще впереди!!!» А потом был спуск, сначала на базу и потом еще ниже и ниже и впереди последняя ночь на Хамар Дабане и с легкой грустью думается о том, что закрыта еще одна страница наших с Таней семейных горных путешествий.
А сейчас уже на исходе 14 день путешествия – путешествия более чем через полстраны… Последние три дня мы старательно, сменяясь через 200 км с Алексеем, наматывали на колеса автомобиля полотно серой асфальтовой, иногда песчано-каменистой дороги. Весь поход – сплошная импровизация и в общем то это и неплохо.. После «скоропостижного» спуска с «Черского» на окраину г.Слюдянка мы вначале было утвердились во мнении прокатиться на местном поезде «матаня» вдоль Байкала, и вновь «старик Байкал» отказался общаться с нами, нагнав ливень на всю ночь и обширный туман днем и мы позавтракав в палатке под дождем дружно «навострили» в сторону Удмуртии. Заехав в г.Иркутск и поглазев на неприлично огромный рынок японских авто, мы раскрутили колеса сначала до Нижнеудинска, под которым заночевали в сосново-лиственичном лесу, а затем и до Красноярска. Дорога домой оказалась на удивление приятной. Нам уже не мешали ни пробки по дороге за Красноярском, ни бездорожье от Тулуна до Тайшета, ни жара. Которая сразу покрыла нас потом за г.Зима… Сегодня третья ночевка под Омском, Бехметовы и Таня уже отбились, сытые и довольные в палатке. Алексею я насилу вставил удила, а то он собрался мчаться домой день и ночь и даже напрямик через Казахстан, с его голодными таможенниками и гаишниками…
А сегодня ветреный вечер на опушке березовой рощи под Омском без мошкары и комаров. 21:15 по Ижевску, багровый закат в облаках и удовлетоворение от прожитого дня и от свершенного…

Jack Gilliland комментирует...

очень тонкая работа блог

джек и сара

Оля Зайцева комментирует...

А еще какие новости? или с ноября вы в спячке?